ФАЦЕТ - МАРКЕТ
ТОВАРЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА И РУКОДЕЛИЯ
КОРЗИНА

Гэри Фрэнк
  -
Известный американский архитектор и дизайнер. Его конек - деконструктивизм. По проектировке Фрэнка  были возведены такие образцы деконструктивизма как : музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе (1993), музей Гуггенхейма в Бильбао (1997), концертный зал им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003), "танцующий дом" в Праге (1995).

   ГЭ́РИ Фрэнк Олуэн (Gehry, Frank Owen; Голдберг; родился в 1929 г., Торонто), американский архитектор. Дед Гэри, иммигрант из Польши, занимался торговлей строительными материалами, отец был владельцем магазина торговых и игровых автоматов в городе Тименс (провинция Онтарио). Подростком Гэри столкнулся с грубым антисемитизмом, и психологическая травма после избиения побудила его переменить фамилию и отойти от еврейских традиций семьи. В возрасте 17 лет Гэри переехал с родителями в Лос-Анджелес и впоследствии получил американское гражданство. Изучал архитектуру в университете штата Южная Каролина (степень бакалавра — 1954 г.), затем — городское планирование в Гарвардском университете (степень магистра — 1957 г.). Работал в архитектурно-проектных бюро В. Грюна, Перейры и Лакмэна в США, затем (1961) у архитектора А. Ремонде во Франции. Работая в Париже, Гэри изучал архитектурные особенности романских церквей, а также работы современных европейских архитекторов, в первую очередь Ш. Ле Корбюзье, у которого учился творческой интерпретации органических форм. В 1962 г. Гэри вернулся в Лос-Анджелес и открыл собственное бюро, которое со временем превратилось в одну из ведущих архитектурных фирм мира (в начале 21 в. — более 200 архитекторов).
   В работах 1960-х гг. заметно влияние кубизма (например, дом-студия Данцигера в Голливуде, 1964). Уже в ранний период творчества Гэри проявил себя мастером ансамбля, умеющим объединить несколько порой разностильных зданий в единое целое. Так, при реконструкции собственного дома в Санта-Монике (1979) архитектор противопоставил зданию в традиционно колониальном стиле нарочито простые, угловатые пристройки. Новшество вызвало возмущение соседей, тогда Гэри обнес дом оригинальной сетчатой оградой. Архитектурная война привлекла внимание прессы и принесла Гэри известность. Принцип «теневых конструкций», в том числе сетчатой ограды, был с успехом применен в ряде других проектов.
   В 1970-х гг. Гэри выработал своеобразный деконструктивистский стиль, опирающийся на принцип коллажа и применение «грубых» материалов (фанера, металлическая сетка, рифленое железо, деревянные распорки), которые придавали его работам впечатление незаконченности. Уникальность творчеству Гэри придает его скульптурный подход к архитектуре: каждое здание мыслится как скульптура, отвечающая своему окружению и назначению. Так, проектируя гостевые помещения при доме Уинтона в Уэйзате (штат Миннесота, 1984), построенном по проекту Ф. Джонсона в 1952 г., Гэри создал архитектурный ансамбль, объединивший это здание и однокомнатные постройки, создающие впечатление собрания скульптур.
   С конца 1980-х гг. Гэри выполнял разноплановые масштабные проекты не только в США, но и в других странах, в том числе: Музей дизайна в Вейле (Германия, 1987), Центр досуга в Евродиснее (1988–92), Американский центр в Париже (1990–94), Центр изобразительных искусств в университете Толедо (1990–92), жилой квартал во Франкфурте-на-Майне (1996–99), спортивный центр в Анахайне (Калифорния, 1993–95), банк в Берлине (1996–99), новая таможня в Дюссельдорфе (1999), башня Гэри в Ганновере (2000–2001). Опираясь на компьютерное моделирование, архитектор экспериментирует, избирая порой экстравагантные решения, — например, гигантский бинокль, образующий вход в Центр Хиата (Венеция, штат Калифорния, 1975–91); рыбный ресторан в форме рыбы (Кобе, Япония, 1986); силуэт танцующей пары в здании «Джинжер и Фред», названном в честь известных голливудских танцоров (Прага, 1995).
   Лейтмотивом своего творчества Гэри считает стремление воспроизвести совершенство очертаний и подвижность рыбы. В метафорической форме этот мотив отражен в наиболее знаменитом произведении Гэри — музее Гуггенхайма в Бильбао (1991–97), который превратился в символ города и привлекает массу туристов. Тот же мотив присутствует и в скульптуре Гэри: рыба со стеклянной чешуей (музей Уокера, Миннеаполис), 35-метровая «плывущая рыба» в Олимпийской деревне Барселоны (1992). Рыбья чешуя подсказала использование листового покрытия из серебристого титана, которое с 1990-х гг. стало характерным признаком спроектированных Гэри зданий. Среди последних работ архитектора — проекты нового музея Гуггенхайма в Нью-Йорке (2000), онкологического центра в Данди (Великобритания, 2003), Музея толерантности в Иерусалиме (2002). В связи с последним проектом Гэри неоднократно посещал столицу Израиля, участвовал в культурной жизни страны. Оригинальностью отличаются работы Гэри в области дизайна мебели, предметов обихода, интерьера (например, «Титановое кафе» в Нью-Йорке, 2000).
   Гэри удостоен более ста наград, в том числе престижной в США премии в области архитектуры — премии имени Прицкера (1989); его творчеству посвящены многочисленные статьи и монографии. 

   Электронная еврейская энциклопедия
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Фацет-Маркет в Вконтакте Фацет-Маркет в Facebook Фацет-Маркет в Twitter Фацет-Маркет в Pinterest Фацет-Маркет в Twitter
Декупаж Скрапбукинг Эко-дизайн
Декорирование Гипсовые фигурки Заготовки из дерева
Отзывы
Контакты